Слепые и слон

Часто люди говорят об одном и том же, по не понимают друг друга, так как говорят о разных аспектах явления, видят только одну сторону вещи.

Самуил Маршак — Ученый спор.

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей.
Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
— На два отточенных штыка
Похож индийский слон!
Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.
А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.
Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.
А так как пятый был силен, —
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Версия байки «Изучение слона» (Джон Годфри Сакс, вольный перевод В. Земских;):

Шесть мудрецов из Индостана, любовь к познанию питая, отправились к слону (хоть были все слепыми), чтобы свои теории проверить.
Один лицом уткнулся в шершавый бок слона и, падая, восклшагул: «О, Господи, меня ты вразумил, воистину, слон — прочная стена!»
Второй, нащупав бивень, закричал: «Мне совершенно ясно! Чудесный слон в моей руке — не что иное как гладкое и острое копье!»
А третий, подойдя к слону, за хобот ухватился, отбросил в сторону и молвил: «Несомненно, слои и змея — одно и то же».
Четвертый, подбежал к слону, колено руками обхватив, сказал: «Ну, что тут спорить, таким прямым и ровным быть может только дерево».
Тут пятый, он сумел до уха допрыгнуть, закричал: «Любой слепец вам скажет — нет никаких сомнений: на веер слон похож».
Шестой неспешно добрался до хвоста и вымолвил: «Веревка, да и только.Не может слон быть чем-нибудь еще».
Так мудрецы из Индостана в горячих спорах стояли твердо на своем. Был каждый в чем-то прав, но ошибались все.
Так часто в спорах люди, истину свою пытаясь доказать, не слушают друг друга. И притча о слоне — лишь небольшой пример всеобщего непониманья.
Целое отнюдь не простая сумма составляющих. Но познание целого так или иначе предполагает анализ и осмысление взаимодействий всех его элементов. Об этом полезно помнить в командной работе, ведении переговоров и просто в общении с люльми другого мировозррения


3 комментария:

  1. владимир шебзухов

    Слон и пятеро слепых
    Владимир Шебзухов

    басня-притча


    С верёвкой пятеро слепых,
    С одной — на всех,на пятерых,
    Шагали что-то бормоча,
    Касаясь ближнего плеча…

    Шагающих окликнул зрячий:
    «Слон вас раздавит, не иначе!
    Пред вами встал он на пути…
    Гиганта—стоит обойти!»

    Один слепой нащупал хобот,
    Что у него вдруг вызвал хохот.
    — Нас раздавить, КАНАТУ, сложно,
    Что назван был «Гигантом» ложно!..

    Нащупав хвост рукою ловкой,
    Другой назвал слона — ВЕРЁВКОЙ…
    Живот потрогав, третий — «Верно!
    «Слон» — ПРЕОГРОМНАЯ ЦИСТЕРНА!»

    Сказал четвёртый, гладя ноги,
    Что «Слон»— КОЛОННЫ НА ДОРОГЕ!
    А уши названы — «ДОБРОМ»
    Коль оказался «Слон»— КОВРОМ !

    Порою в том беда учёного —
    Цвет чёрный, отличив от белого,
    А белый, отличив от чёрного —
    Не видит в Чёрно-белом — ЦЕЛОГО!

  2. владимир шебзухов

    В. Шебзухов басня «Слон и пятеро слепых»
    читает автор
    (видео)

    https://youtu.be/H8E2NG7vLBQ

  3. владимир шебзухов

    В. Шебзухов басня «Слон и пятеро слепых»
    читает автор
    (видео)

    https://youtu.be/H8E2NG7vLBQ