воскресенье, 24 марта 2013 г.

Наглядные примеры

         
                                   А нужны ли? 
             Когда маленькая девочка взяла библию и полистала, она спросила: - «Мама, а как люди читают её? Ведь в ней нет картинок!!! Не интересно» 
        Иисус тоже это понимал. Поэтому: «Иисус говорил народу, приводя наглядные примеры.» (Матфея 13:34) Он рисовал в умах слушателей картинки. 
Люди думают с помощью образов. А наглядные примеры «превращают уши в глаза и позволяют слушателям думать в картинках, возникающих в голове» Они помогают понять и запомнить новый материал
Согласен ли ты с этим____? 



Что ты обычно запоминаешь из публичной речи____?
         Наглядные примеры воздействуют на чувства и  помогают просто объяснить сложные учения. Они возбуждают интерес к теме обучения.

Определение: Греческое выражение, переданное как «притча или наглядный пример, буквально означает «поставить рядом или вместе». Поясняя что-либо с помощью наглядного примера, ты как бы ставишь это рядом с чем-то подобным.



Какие бывают наглядные примеры? Подробнее…



1)      Сравнения.  Учительский прием, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, свойства
Вводятся словами как, точно, будто, подобно….
Примеры использования:
В литературе: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…   (Пушкин. Зимний вечер)
В библии: Имущество богатого — его крепкий город, оно как высокая стена в его воображении... (Притчи 18:11)
Еще примеры: Сравниний

2)      Метафора (от греч. перенос). Учительский прием, при котором происходит сравнение двух предметов на основании их общего признака, свойства, характеристики, которые переносятся с одного предмета на другой. При этом не используются слова как, точно, будто, подобно…

Пример использования:
В библии: Иисус сказал ученикам: «Вы — свет миру» (Матф. 5:14).
В литературе: Мир вокруг будет полон чудес,
Будет счастье литься дождём.
Видишь тех, кто уже воскрес!?
А кто нет так мы их подождём.(А Никифоров Я хочу построить дом на горе)


3)      Гипербола.  Учительский прием, при котором намеренно преувеличивают мысль целью усиления выразительности и подчёркивания.
Пример использования:
В библии: «Почему... Ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Матф. 7:3).
В литературе:
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
А медведь без друга! (Когда мои друзья со мной муз.В. Шаинского, сл.М. Танича)

4)   Афортиори  (лат. a fortiori)  - противопоставление двух понятий, которое позволяет говорить «с бо́льшим основанием, с большей убедительной силой» и связываются словами: "тем более", "заведомо", "наипаче", "насколько же" …
Пример использования:
В библии: «Итак, если вы, будучи злы, знаете, как делать своим детям хорошие подарки, то тем более небесный Отец даст святой дух просящим у него!» (Луки 11:1—13).
В литературе: Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют (В.С. Высоцкий Я не люблю)
Еще примеры:  Афортиории

5)   Реальный случай. Случай из новостей, или из собственной жизни…. Который делает очевидным проблему или показывает, как можно применять совет
Пример использования:
В библии:...Или вы думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня в Силоа́ме и которых она убила, были бо́льшими должниками, чем все другие люди, живущие в Иерусалиме? (Луки 13:4)
Еще примеры: реальных историй

6)   Выдуманная история или притчаПри́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
Пример использования:
В библии: притча о добром самаритянине (Луки 10:30—37)
Еще примеры: притч

7)    Цитата, или как в этом блоге меткое высказывание (афоризм).
Важно: она должна иметь вес или быть авторитетной.
Цитата может быть привлекательной из–за
- того что её сказал уважаемый человек. Например: Так сказал Иисус Христос
- или сама по себе очень интересная и мудрая мысль на подобии поговорки или пословицы. Она должна быть стоящая сама по себе, особенно когда нет авторитетного источника и вводится словами «один человек сказал…или без этого»
Есть разница – Сказал Иисус Христос или так сказал один человек?
 афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Примеры афоризмов
Примеры современного афоризма об афоризме:
Афоризм — это гранёный алмаз мудрости. (Гарун Агацарский)
Афоризм — это алгебра мыслей. (Георгий Александров)
Афоризм — это мысль, исполняющая пируэт. (Жорис де Брюйн)
Афоризм — это результат флирта мысли со словом. (Ашот Наданян)
Афоризмы подобны адвокатам, неизбежно видящим лишь одну сторону дела. (Энтони Бёрджесс)
Хорошие афоризмы — горькое лекарство в приятной оболочке, которое лечит, не оскорбляя вкуса. (Вильгельм Швебель)
Афоризм — как пчела: в нём и золотистый мёд, и ядовитое жало. (Кармен Сильва)
Афоризм — слово-парадокс, выраженный в нескольких словах. (Аркадий Давидович)
Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов;                                                               около 3/4 всех афоризмов состоят из 3-5 слов. 

Пример использования:
В библии:  из библии «Тогда пришёл Искуситель и сказал ему: «Если ты сын Бога, вели этим камням стать хлебом». Он же сказал в ответ: «Написано: „Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, выходящим из уст Иеговы» (Матфея 4:3, 4) Иисус цитировал Второзаконие 8:3, то есть цитировал библию

Цитата из энциклопедии или высказывание авторитетного человека другого уважаемого источника.
«Поскольку мы им живём, и движемся, и существуем» (Деяния 17:28)
Павел ссылался возможно на слова Эпименида, критского поэта, который жил в VI веке до н. э. и считался «выдающейся фигурой в афинской религиозной традиции»

«как и некоторые из ваших поэтов говорили: „Все мы — его потомство“.» (Деяния 17:28) Павел цитирует поэтов, как причину, почему у людей должно быть желание приближаться к Богу.

                          Как научиться использовать?
- При подготовке можно спросить: на что это похоже? С чем сравнить и упростить? Придумывайте наглядные примеры  использую фантазию____! Будь наблюдательным.

- Собирайте свой архив притч, где то услышанных, прочитанных. Часто то, что не записано – забыто. Много Примеров можно найти   С помощью электронной библиотеки

- Важно: Сложное объясняем на простом, и непонятное на понятном, а не наоборот. Сложный, непонятный пример только затрудняет обучение и отвлекает о темы. Не должно быть такого: когда наглядный пример, мы объясняем с помощью другого наглядного примера. Если наглядный пример  неудачно подобран и не понят, то можно сказать: «Над этим стоит ещё подумать…»

- Подбирая пример, подумай, подходит ли он к условиям учащегося, его возрасту, религии, культуре и так далее. Не оттолкнет ли он, не поставит ли преткновение____?

- Подумай, подходит ли он к материалу? Пример надо приводить либо к главным мыслям, либо к тем которые трудно понять. Нельзя приводить пример ради примера. Какая цель примера?

- Нет ли в примере лишних подробностей? Не загроможден ли он?

- Как я его объясню? Задам вопрос? Или поясни сам?

- Всегда стоит помнить, что прочитанный по бумаге пример, без зрительного контакта – убивает красоту выступления.  и записи в руках забирают 50% внимания. Картины великих мастеров стоят дорого, а их копии в разы дешевле.  Притча рассказанная своими словами – оригинал, прочитанная с бумаги копия. Поэтому лучше рассказать, но не идеально, чем идеально прочитать.



...Когда Иисус закончил говорить эти слова, народ был поражён тем, как он учил, потому что он учил их как человек, имеющий власть, а не как их книжники. ( Матфея 7:28, 29)

Поэтому друзья, используйте наглядные примеры, подражая Иисусу, рисуйте картинки в умах своих слушателей и улучшайтесь как учителя.
24 марта 2013






Комментариев нет: